Спрос на бензин может снизиться в 2017 году

Согласно данным аналитической базы FIRA PRO, темпы роста выручки в сегменте "Производство нефтепродуктов" (код ОКВЭД 23.2), снижались до 2015 года, а затем и вовсе демонстрирует спад на 4%. Главным образом это связано со снижением спроса на бензин (см. диаграмма "Производство нефтепродуктов и его темп роста").       

 Диаграмма "Производство нефтепродуктов (23.2), млрд. .руб. и ее темп роста, %

► Выручка в сегменте 

► Темп роста

 

В 2015 году в России впервые за 15 лет снизилось потребление бензина, говорится в исследовании Vygon Consulting. Сокращение было на 1,3%, до 35,4 млн т. «Сокращение доходов населения и девальвация рубля в относительно неблагоприятные 2014–2015 годы ударили по продажам легковых автомобилей, сделав реальным падение спроса на автобензин», — отмечают эксперты. А также сокращение объема внутреннего рынка моторных топлив обусловлено и сокращением объемов коммерческих грузовых перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом.

В 2016–2017 годах сокращение будет еще сильнее из-за отсутствия «оптимистичных экономических ожиданий» и падения продаж автомобилей. Эксперты прогнозируют падение на 3,9%. Таким образом, в 2016 году спрос на бензин может снизиться до 34 млн т, а в 2017 году — до 32,7 млн т.

 

Всего на НПЗ России за 2015 г. произведено*:

  • 39,2 млн т автомобильного бензина всех марок,
  • 76,1 млн т дизельного топлива,
  • 9,6 млн т авиационного керосина,
  • 71,0 млн т топочного мазута.

По итогам года, на внутренний рынок страны с НПЗ России поставлено 34,6 млн т автомобильного бензина, 31,2 млн т дизельного топлива, 10,1 млн т авиационного керосина и 13,9 млн т топочного мазута. Вывод из розничного оборота топливного рынка Российской Федерации моторных топлив, не соответствующих требованиям техническим регламентам Таможенного союза (ТР ТС), способствовал увеличению доли более высококачественных видов топлива в структуре отгрузок нефтепродуктов на внутренний рынок.

Из-за снижения цены на нефть на мировых рынках российский потребитель в 2015 году мог бы платить за 1 л бензина на 9,9 руб., или 31,5%, меньше, чем годом ранее, указывают эксперты Vygon Consulting. Однако из-за снижения экспортных пошлин (экспортная пошлина на бензин в 2015 году упала на 54,8%, до 5,7 тыс. руб. за 1 т. — РБК) и девальвации рубля цены на АЗС продолжили расти, несмотря на слабый внутренний спрос, отмечают они. В 2016–2017 годах ожидается ввод в эксплуатацию новых мощностей на НПЗ, но дополнительное топливо будет невостребованным на внутреннем рынке, и экспорт бензина увеличится до 9,1 млн т (более 20% производства).

Несмотря на снижение спроса на бензин, Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям создать резерв в 2,1 млн т топлива. Эта рекомендация была выполнена к 1 апреля с помощью «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Татнефти» и Независимой нефтяной компании. По мнению министерства, запасы полностью обеспечат спрос на топливо, а также позволят безболезненно пережить запрет с 1 июля 2016 года на обращение бензина ниже 5-го класса.

С 1 апреля в России второй раз за год были повышены акцизы на бензин (на 2 руб. на 1 л), но пока это не привело к ощутимому росту цен. По оценке Vygon Consulting, из-за этого розничные цены на бензин могут вырасти на 7% с «некоторым временным лагом».

Прогнозы аналитиков подтверждаются и данными базы FIRA PRO – за три квартала 2016 года производство нефтепродуктов сократилось на 6,4%, что может быть также связано с сокращением потребления бензина в стране.


*Итоги 2016 года еще не подведены

Loading c1a215201fa0745e552da3d021a730ff7445b96a3afdbd31cd8d24eb04434726