Независимые АЗС: реалии 2017 г.

По данным компании «ОМТ-Консалт», на конец 2016 г. в стране насчитывается около 24 100 АЗС, при этом доля независимых АЗС составляет 67%. Существенный рост был в 2014 г. (+1,5%) благодаря Крымским 370 АЗС, которые и повысили долю независимых АЗС в России. Безусловно, доля ВИНК за последние годы выросла и продолжает расти за счет покупки независимых сетей и строительства новых объектов. Но о каком-то серьезном сокращении количества независимых сетей, которые также строят АЗС, говорить не приходится. Сокращение последних - естественный процесс, можно сказать - естественный отбор, когда слабые и не приспособленные к трудностям конкуренции игроки покидают рынок, или же когда стабильные в развитии участники покидают рынок с выгодной сделкой о продаже.

Как независимые АЗС будут выживать в складывающейся ситуации? Какие возможности для оптимизации бизнеса - в рамках рынка топлив, развития сопутствующих товаров и услуг и т.д.?
 

Реалии розничного рынка моторных топлив в России таковы:
1. Низкомаржинальный бизнес. Таков тренд последних 5 лет, и сокращение маржинальности на АЗС продолжится и далее.
2. Падение реализации топлива. Происходит последние 2 года, сокращение суточной реализации на 1 АЗС (тонн/сутки) у всех участников рынка, включая ВИНК. Выход на показатели 2014 г. (докризисный) - не ранее 2020 г.
3. Расширение сети АЗС ВИНК и усиление конкуренции. В большинстве регионов России возросла и продолжает нарастать острая конкуренция между ВИНК. В регионах с высокой долей независимых АЗС произойдет кардинальное изменение по составу и структуре рынка в ближайшие годы.
4. Риски, связанные налоговыми маневрами или сверхограничивающими мерами. Например, в последнее время 3 раза повышались акцизы: 1 января и 1 апреля 2016 г., и 1 января 2017 г.

Многие независимые АЗС упустили время, не осознав, что рынок больше не будет таким, каким он был раньше. То есть: купил топливо оптом и продал через АЗС, когда хватало покрывать операционные расходы и иметь доход. Последние годы были потрачены на борьбу за ресурс, были периоды острого дефицита и цены взлетали. Но сейчас есть биржа, которая сняла многие проблемы, также благодаря и независимым участникам рынка. Результат: ресурс есть - реализации нет.

Только некоторые независимые участники начали оптимизировать бизнес путем отказа от стационарных АЗС в пользу автоматических там, где это целесообразно, расширения сферы услуг за счет магазинов и кафе, где высокая наценка на товары, тем самым снижая или перекрывая операционные расходы на обслуживание АЗС. Есть примеры, когда на некоторых успешных сетях независимых АЗС применялись энергосберегающие технологии и энергоэффективный менеджмент.

Получается и так, что многие независимые сети АЗС сами оказались не готовы к новым реалиям, либо готовы, но «по-старому» - махинации на АЗС.

Возможности для независимых сетей АЗС (сеть до 5 АЗС):
1. Качественное топливо. Одно из важных и особых условий, без которого бессмысленны все начинания.
2. Локальные рынки. Необходимо осознать, что АЗС ВИНК интересуют самые лучшие участки для реализации, чтобы решить свою главную задачу - гарантированный сбыт продукции через собственную сеть АЗС. Лучшие участки - это крупные города и трассы с высоким трафиком, где можно получить суточную реализацию выше 10 кубов моторного топлива на одну АЗС. Независимому игроку остается уйти в города и областные центры, покинув трассовые рынки. Данная мера позволит сосредоточиться на конкретных локальных рынках при минимальной конкуренции с ВИНК.
3. Повышение качества АЗС и развитие мини-магазинов и кафе на малых форматах АЗС. Внешний облик и наличие кафе очень важен при выборе АЗС потребителем.
4. Гостеприимный сервис. Потребитель становится все более «привередлив», ему нужен высококвалифицированный и гостеприимный персонал. Все просто: клиент доверяет как хорошему топливу, так и качественному сопутствующему сервису.

Loading c1a215201fa0745e552da3d021a730ff7445b96a3afdbd31cd8d24eb04434726